МБУ Сасовская ЦБ, Сасово

МБУ Сасовская ЦБ 20.05.2022. Выставка «Мой край задумчивый и нежный» (Библиотека № 3)

20.05.2022.    Выставка «Мой край задумчивый и нежный»  (Библиотека № 3)

 Выставка «Мой край задумчивый и нежный» к 130 - летию со дня рождения русского писателя Константина Георгиевича Паустовского (31. 05.1892 – 11.07.1968) в библиотеке №3 подготовлена выставка «Мой край задумчивый и нежный». 

К. Г. Паустовский великий мастер описания природы. Даже Михаил Михайлович Пришвин писал в своих дневниках, что, не будь он Пришвиным, хотел бы писать как Паустовский. «С детских лет одна страсть завладела мной — любовь к природе. Временами она приобретала такую остроту, что пугала моих близких» («Беспокойная юность»). Однако К. Паустовский — это не школьное чтение про природу. Безупречный стиль, конвертное письмо и круто сваренный психологизм определяют  Паустовского  крайне современным автором.     Константина Паустовского четыре раза выдвигали на Нобелевскую премию по литературе, однако сегодня немногие упомянут  его фамилию, перечисляя классиков XX века. Большинство из них не видят разницы между ним и Пришвиным. Творческое наследие К. Паустовского огромно. Обозначим основные произведения, которые посоветуем  каждому прочитать независимо от пола, возраста и наметим курс тем, кто хочет познакомиться с автором - с чего начать читать Паустовского, чтобы моментально влюбиться раз и навсегда. Автобиография К. Паустовского - "Повесть о жизни» - нельзя лучше понять писателя, чем прочесть ее. Там встречи с царем, Буниным, Горьким, вся жизнь, изложенная увлекательнее, чем любой роман! Состоит из 3 частей: «Время больших ожиданий», «Бросок на юг» и «Книга скитаний». Три кирпича литературных баек из жизни 1920–1930-х годов — настоящий клад для любого филолога. По ним можно изучать культурную жизнь того времени.                                     

 Произведение «Кара-Бугаз». Описывая мертвейшую точку планеты, наводившую ужас на путешественников в течение нескольких столетий, автор использует такие шершавые и неуютные краски, что ты кожей ощущаешь подавляющую неприкаянность места. При этом каждая глава в первой половине книги сработана в разной стилистике, а главный герой появляется только во второй. Настолько странно сбалансированная композиция и запускает двигатель этого сверхсовременного производственного романа, который читается как приключенческая литература и не уступает по брутальности образов текстам Платонова.

Выдающимся экспериментом с приключенческим жанром остается его ранний роман «Блистающие облака». Тут есть все: отчаянное одиночество, южная романтика, сутенеры, сумасшедшие, драка в пивной, наркотики, убийство утюгом, стрельба, китайский мокрушник и даже американский шпион! Впрочем, подчиняется весь этот остросюжетный хоровод двум константам: «воздушному флоту и литературе». «Блистающие облака» — это литературоцентричный детектив с круто сваренным психологизмом и мощнейшими диалогами, достойными мгновенной экранизации. И  непонятно, почему эта книга не лежит у изголовья всего молодого поколения нашей страны.

Многим произведениям К. Паустовского свойственно «конвертное письмо». Автор упаковывает в них реальные и вымышленные документы, письма, рассказы в рассказе — зачастую опережая высоколобых европейских коллег с их «текстом в тексте». Чтение любой книги К. Паустовского — это погружение в великолепный русский язык. Две критично высокие точки К. Паустовского: «Созвездие гончих псов» и глава «Стужа» из «Книги скитаний». В обоих случаях автор немыслимым образом увязывает внутренний отчаянный психологизм героев с внешними вроде бы малорифмующимися событиями: атакой франкистов на горную обсерваторию в Испании и смертью Ленина.

 Рассказы (читаются каждый за 3-5 мин)  - "Телеграмма" (с этого рассказа К. Паустовского полюбила великая Марлен Дитрих да так сильно, что, встретившись с ним, не нашла лучшего изъявления своего почтения, чем опуститься перед ним на колени и поцеловать ему руку); "Ручьи, где плещется форель", "Старый повар", "Корзина с еловыми шишками» и др.

Маленькие повести: "Созвездие Гончих Псов", "Мещерская сторона";
Повести: "
Черное море", "Повесть о лесах", "Северная повесть";
 Романы: "
Романтики", "Блистающие облака".

Воспоминания, мемуары:
- "
Золотая роза" - повесть К. Паустовского о радости творчества, а вообще о любви к языку, к людям, к природе, к жизни.                                                                                                                    

Публицистика:
- литературные портреты "Приморские встречи", заметки про Горького, Грина, Киплинга, Диккенса, Алексея Толстого, Гиляровского, Шиллера, Уайльда, Бунина, "Сказочник" про Андерсена, "Поток жизни" про Куприна;
- повести "Исаак Левитан", "Орест Кипренский", "Тарас Шевченко".
- книга из серии ЖЗЛ "Близкие и далекие".

Константин Паустовский НЕ ДЕТСКИЙ писатель. Но притом он писал и для детей тоже. Потому что мог, потому что его доброта, тепло и любовь к жизни и к миру, к природе - это лучшее, что можно передавать детям. Что почитать у Паустовского детям в первую очередь:
- сказки "Теплый хлеб", "Стальное колечко", "Растрепанный воробей";
- рассказы "Заячьи лапы", "Барсучий нос", "Кот-ворюга";
- маленькие повести: "Мещерская сторона", "Созвездие Гончих Псов".  И еще  рассказы о войне: "Робкое сердце" и "Бабушкин сад". Это очень сильно на самом деле.

Есть в творчестве Паустовского и редкие вещи, которые не на слуху, а между тем они прекрасны. Он написал три пьесы: "Поручик Лермонтов" (сцены из жизни поэта); "Перстенек" и "Наш современник" (о Пушкине). Есть маленький цикл рыболовных заметок (Паустовский был страстным рыбаком) под названием "Памяти Аксакова". Наша библиотека приглашает читателей заново познакомиться с К.Паустовским.