МБУ Сасовская ЦБ, Сасово

МБУ Сасовская ЦБ 11.12.20 И душа на простор вырывается...

11.12.20 И душа на простор вырывается...

          И душа на простор вырывается…

   Под таким названием в читальном зале  городской библиотеки № 36 размещена книжная выставка, посвященная выдающемуся русскому поэту, прозаику, дважды лауреату Пушкинской премии Якову Петровичу Полонскому. Жанровый диапазон его творчества очень широк. Это лирические стихотворения и поэмы, очерки, рассказы и повести, романы, публицистика, литературно-критические статьи, воспоминания. Особое место в его творчестве - создание русского  романса, который не утратил своей популярности и сегодня.

Приглашаем посетить выставку всех интересующихся творчеством поэта.

          «ЖАЖДА  ВЕЧНО ЖИТЬ»

    Бурные, исполненные трагичности раннего ухода судьбы русских поэтов Пушкина, Лермонтова, Есенина будто бы невольно заслоняют историю жизни их  соотечественников-литераторов. 

    Это произошло и с Яковом Петровичем Полонским (1819—1898). Его творческая деятельность длилась более шестидесяти лет. При жизни нашему земляку, уроженцу Рязани и выпускнику местной гимназии, а затем Московского университета, удалось издать не только целый ряд поэтических и прозаических книг, мемуарных произведений («Гаммы», «Стихотворения 1845 года», «Сазандар», «Несколько стихотворений», «Стихотворения Я.П. Полонского», «Оттиски», «Снопы», «Озими», «На закате», «Вечерний звон», «Рассказы», «Повести и рассказы», «Старина и моё детство», «Мои студенческие воспоминания»), но и собрания сочинений в четырех, пяти и даже десяти томах. 

     Пусть запоздало, но всё же и Яков Петрович ощутил на себе сияние лучей славы, будучи удостоен  званий члена-корреспондента Петербургской академии наук и дважды лауреата Пушкинской премии, чина действительного статского советника, увенчан серебряным венком. Начало творческого пути Полонского было отмечено самим Жуковским. Произведения Якова Петровича нравились Гоголю, Некрасову, Достоевскому, Толстому, о стихах уроженца Рязани с восторгом отзывались Тютчев, Фет, Тургенев. Долговременная служба в Комитете иностранной цензуры давала поэту средства к существованию. На лирику Полонского лучшими композиторами России было создано немало романсов, а его знаменитые стихотворения «Затворница» («В одной знакомой улице...») и «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит...») получили всенародную известность и поются до сих пор.

    Но за этим внешним благополучием именной статьи энциклопедического словаря скрыто столько треволнений, столько физических и душевных мук, столько горя! В юные и молодые годы Полонскому пришлось терпеть немалую нужду, нанимаясь к состоятельным людям в качестве урокодателя и гувернёра. 

    В условиях литературной борьбы того времени он оказался словно бы между двумя лагерями – демократического и консервативного направлений, что вызывало нападки и насмешки с обеих сторон. В хлопотах по поводу рождения первенца Яков Петрович получил серьёзную травму ноги при падении с дрожек и, несмотря на две тяжелейшие операции, перенесённые им, так и не расстался до конца дней своих с костылями. И страшным потрясением стали для Полонского последовавшие одна за другой кончины младенца-сына Андрюши и первой жены поэта – Елены Васильевны Устюжской (1840—1860).         

    Что спасло в эти трагические годы Якова Петровича, отличавшегося прирождённой добротой и мягкостью характера?

    Прежде всего, постоянная, ясная работа души, стремление к совершенствованию и неколебимая вера в то, что не всё безнадёжно  и придут ещё счастливые дни. Даже в стихотворении «Безумие горя», написанном вскоре после похорон жены, поэт остался верен своим духовным устоям:

 

Когда, держась за ручку гроба,

Мой друг! в могилу я тебя сопровождал – 

Я думал: умерли мы оба – 

И как безумный – не рыдал...   

Когда твой гроб исчез, забросанный землёю,

Увы! мой – всё ещё насмешливо сиял,

И озирался я, покинутый тобою, 

Душа души моей! – и смутно сознавал, 

Как нелегко в моём громадно-пышном гробе

Забыться – умереть настолько, чтоб забыть

Любви утраченное счастье,

Своё ничтожество и – жажду вечно жить.

 

    Эта неизбывная жажда и вела поэта по тернистым житейским  дорогам, даруя его творчеству ту неповторимую мелодию печали,  которая с такой нежностью, с такой сладкой болью пронзает  читательские сердца, не отделяя их чувства от авторского страдания, но и не раня им: 

 

И любя, и злясь от колыбели,

Слёз немало в жизни пролил я;

Где ж они – те слёзы? Улетели,

Воротились к Солнцу бытия.

Чтоб найти всё то, за что страдал я,

И за горькими слезами я

Полетел бы, если б только знал я,

Где оно – то Солнце бытия?..

 

    И когда высокий зимний вечер сгущает мириады звёзд над  Рязанским кремлём, над серебряно-заснеженной могилой Полонского, вдруг отчего-то видится, как в вековом тумане житейских забот то вспыхивает, то меркнет мятущийся костёр песенной души поэта, причудливо озаряя такие знакомые и навсегда таинственные  просторы нескончаемой родины...

 

Закат студёною полоской

в протяжном воздухе сквозит.                      

Здесь погребён поэт Полонский, 

как надпись давняя гласит.

 

В энциклопедиях осталась

страница памяти о нём.

А как душа его металась,

каким дурманилась огнём?

 

И только песня нам ответит

на жизнь изменчивую ту.

И вновь костёр в тумане светит,

и гаснут искры на лету.

                                                                     

И словно вздохом человечьим

печально полнится земля,

где спит поэт в покое вечном

под сенью отчего кремля. 

1998—2019 

Владимир Хомяков, председатель совета Сасовского литературного клуба «Первая строка» 

 

ВЫСОКАЯ ПОЭЗИЯ 

Писатели о Якове Петровиче Полонском (1819—1898) 

1

Творчество нашего замечательного земляка, дважды лауреата Пушкинской премии, члена-корреспондента Петербургской академии наук получило широкое признание его современников. 

Ещё в 1837 году, во время обучения в Рязанской гимназии, он за написание приветственной оды по поводу визита в губернский центр тогдашнего наследника престола великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) был пожалован золотыми часами, которые любезно, с одобрением этого сочинения,  вручил начинающему поэту сам Василий Андреевич Жуковский. 

Стихотворение Полонского «Пришли и стали тени ночи...» было собственноручно переписано Николаем Васильевичем Гоголем в числе понравившихся ему произведений. Афанасий Афанасьевич Фет, вспоминая о своей московской студенческой поре, признавался, что он «стремился прийти в университет задолго до начала лекций, чтобы услышать» новые строки, созданные Полонским. 

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Униженные и оскорблённые» помещено стихотворение «Колокольчик». Произведение принадлежит перу Полонского. «Какие это мучительные стихи, — говорит одна из героинь романа, — и какая фантастическая, раздающаяся картина». 

Иван Сергеевич Тургенев писал о Полонском: «Талант его представляет особенную, ему одному свойственную смесь простодушной грации, свободной образности языка, на котором ещё лежит отблеск пушкинского изящества...» 

Творческий путь Якова Петровича был в конце жизни осенён серебряным венком славы, преподнесённым поэту почитателями его светлого дара. 

2

Поэзия Полонского восхищала литераторов и в ХХ веке. Александр Александрович Блок очень любил яркое стихотворение «Качка в бурю», в котором особый восторг вызывала строка «роскошный холод». 

Название рассказа «В одной знакомой улице» нобелевский лауреат Иван Алексеевич Бунин взял из широко известного стихотворения Полонского «Затворница». Неведомыми путями проникнув в острожные круги, оно было положено на музыку и звучало по всей России как народная песня. «Чудесные стихи!» — так отозвался Бунин об этом произведении. 

Александр Исаевич Солженицын, также нобелевский лауреат, посвятил Полонскому рассказ «Прах поэта», где описал место его первого захоронения — древний город Ольгов: «Всё нам кажется, что дух наш будет летать над могилой и озираться на тихие просторы». Здесь потом была размещена Льговская женская колония, а прах поэта вот уже более шести десятилетий покоится на территории Рязанского кремля. Это место в разные годы почтили своим вниманием многие известные представители литературы. 

Творчество Полонского востребовано и в новом тысячелетии. Особой любовью народа отмечено стихотворение «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит...») Видный  поэт, лауреат Государственной премии РСФСР Юрий Поликарпович Кузнецов дал самому знаменитому произведению Полонского свою взыскательную оценку: «Высокая поэзия, здесь каждая строка самодостаточна». Эти слова подтверждены временем.       

 

Рязанской святой стороною, 

дворянской витой стариною, 

цыганской ознобной струной 

твой век промелькнул предо мной. 

 

Промчался, как будто и не был 

ни этим предоблачным небом, 

ни этой землёй заревой, 

ни тихим селом за рекой. 

 

Промчался… И всё же пред нами 

возникнут былые года 

костром в золочёном тумане – 

и это уже навсегда.                         

 

Владимир Хомяков, город Сасово

                                                                                                  Материал подготовила городская библиотека №36